Втулки Rotaz - опыт использования и впечатления

15 октября 2010

Втулки Rotaz - обзор и впечатления

В раздел по полезным материалам на велосипедную тематику добавлена статья по втулкам Rotaz - опыт использования и выводы. ВелоСезон 2010 смогла пережить только передняя, задняя была поменяна на DT 240s. О причинах - читайте в статье.

  

Собирая перед сезоном 2010 года себе гоночный байк, я конечно задался вопросом выбора компонентов для лёгкого вилсета. В задаче было уложиться 1500-1550 грамм, без эксцентриков. Колеса под бескамерку. Бюджет невелик - 15-17 тр (на тот момент).

Изучив различные варианты, решил взять довольно хорошие обода (ZTR Olimpic) и спицы (Sapim CX-Rey), а втулки взять подешевле и не особо широко используемые с ebay - Rotaz.

Втулки Rotaz

Редкие отзывы конечно о них были, всех радовал вес. Был негатив на 2008 год - механизм зацепления был плохой, в 2009 его заменили на более надёжный. Я взял 2009 образца. Да и в чём-то хотелось эксперимента.

 

Проверка заявленного веса втулок Rotaz

 

Вес втулок Rotaz  (данные продавца):

 

  • Передняя втулка - 136 грамм
  • Задняя втулка - 245 грамм

 

Вес приведён без эксцентриков.

Отдельно хочу отметить, что в комплекте идут титановые (оси) эксцентрики. По виду это копия KCNC весом 44 грамма. Но  не качественная.

Эксцентрики Rotaz

 

Скольжение самого эксцентрикового механизма осуществляется через пластиковую проставку (белого цвета на фото), которая деформируется под нагрузкой и при закрывании/открывании. Но что хуже всего - это сама титановая ось - в данном случае материал взять довольно мягкий и резьба нарезана довольно мелкая. Вследствие этого у меня по прошествии небольшого промежутка времени "порвало" эксцентрик заднего колеса (сорвало резьбу). Были поставлены старые надёжные эксцентрики American Classic. Так что для интенсивного использования не советовю использовать.

 

 

Результаты собственного взвешивания:

 

  • Передняя втулка - 140 грамм (разница 4 грамма)

 

Вес задней втулки Rotaz

 

  • Задняя втулка - 253 грамма (разница 8 грамм)

 

Вес переднего эксцентрика Rotaz

 

  • Передний эксцентрик - 29 грамм
  • Задний эксцентрик - 33 грамма

 

Отклонения в бОльшую сторону не критичны.

 

Устройство и разборка втулок Rotaz

 

Передняя втулка

Устроена очень просто - сквозная ось с несъёмным дропаутом с одной стороны и крышкой-дропаутом с другой стороны. Разбирается простым разведением в стороны дропаутов. Схема сборки/разборки этих втулок была позаимствована у DT Swiss 240s, но качество материалов и допуски похуже.

Внутри находится два промподшипника маркировки 15267-2RS CHIN HAUR, не совсем стандартной размерности и довольно маленького посадочного диаметра  - замену этим подщипникам в Екатеринбурге отыскать не удалось.

Ось и пыльники задней втулки Rotaz

Грязезащита втулки обеспечивается двумя тонкими резиновыми пыльниками-крышками - они закрывают подшиники с торцов. По сути эффективность данной защиты минимальна и годится для сухих погодных условий.

Подбробных фото передней втулки нет - она пока установлена на байке, и пока что работает хорошо.

 

Задняя втулка

Она как раз и слегка разочаровала.

Колёса были собраны хорошо и стали использоваться с марта 2010 года. Но после нескольких гонок и многодневки Рипейский Солнцеворот стал увеличиваться люфт барабана задней втулки. На переключение это практически не влияло, а вот на торможение довольно сильно - падала модуляция - потому как было биение тормозного диска и колесо "рвано" тормозило. Всё это сопровождалось довольно сильным скрежетом.

Подшипники во втулках Rotaz

В последствии в дополнении к этому был сорван тормозной диск, по причине потери (не досмотрел) половины болтов его крепления ко втулке. Крепления пострадали, но на функционале это не сказалось - был поставлен новый ротор и болты на фиксатор. Больше пострадал внешний вид.

Впоследствии втулка была заменена на классику для XC - DT 240s, что и крутится по сей день.

 

Но перейдём к внутреннему устройству втулки:

Начало разбора задней втулки Rotaz

Разбирается она по такому же принципу - раздвигаются в разные стороны дропауты и барабан вместе с осью вынимается из втулки.

Во втулке установлено 4 промподшипника - два в корпусе и два в барабане. Размерность та же, что и в передней.

 

Барабан втулки Rotaz

Барабан втулки алюминиевый и на нём есть лёгкие следы от  кассеты Shimano XT. Зубцы зацепления расположены на барабане.

Механизм зацепления задней втулки Rotaz

обачки расположены в самом корпусе втулки - их 6 штук, они двойные. Но каждая собачка приводится в зацепление собственной пружиной, что не очень хорошо. Потому как со временем некоторые пружины будут ослабляться и собачки не одновременно будут входить в зацепление - из-за этого неравномерная нагрузка на собачки и выход их из строя. На данный момент износ на втулке мал, и ресурс ещё велик.

 

Что касается проблемы возникшей у меня - это люфт барабана.

Как видно из устройства задней втулки Rotaz - устанить люфт не получится. Нет поджимающих контр-гаек или прочих приспособлений. При таком устройстве большое значение играет подгонка деталей друг к другу - а именно оси и съемной крышки-дропаута и посадка подшипников на оси. Возможно, что повезло именно мне с такой проблемой. Если у кого-то была подобная проблема - отпишитесь, если не трудно.

 

Общий итог:

 

  • Вес комплекта втулок (без эксцентриков) - 393 грамма

  • Вес эксцентриков - 62 грамма (не рекоммендуются к использованию)
  • Эксплуатация - сухие условия, без грязи (слабая грязезащита втулки). Либо частая замена промподшипников.
  • Подходят для лёгких райдеров и тех кто гонится за малым весом, при невысокой стоимости =)