Правила поведения при езде в группе на шоссе и не только!

3 июля 2018


Лето наступило и очень многие из нас открыли велосипедный outdoor-сезон на шоссе! И, сегодня мы расскажем как правильно и безопасно себя вести на групповых выездах на шоссе, чтобы никто не пострадал и не повредил технику - так сказать - кататься и получать удовольствие! Небольшой лайфхак от магазина и сервиса MULTI! Эти правила будут актуальны на группой тренировке от Multi-Team — Тур-де-Исеть!


Правила поведения при езде в группе на шоссе и не только!



Езда на шоссе в группе — один из наиболее популярных, интересных и безопасных способов перемещения по открытому шоссе на велосипеде. При езде в группе велосипедисты большую часть времени едут на колесе у своих товарищей, прикрываясь от встречного ветра и, экономя силы, регулярно сменяя друг друга для поддержания ровного темпа. Благодаря правильным построениям, хорошо скатанная группа может перемещаться со скоростью на 5-10 км/ч быстрее, чем отдельно взятый велосипедист, при этом каждый член группы, внося свою лепту в общую работу, и «укатывается» гораздо меньше, чем при езде в гордом одиночестве.



Если вы впервые приехали на групповую тренировку или не уверены в своих силах, не рискуйте вашим здоровьем и здоровьем окружающих! Садитесь в конец группы и наблюдайте за происходящим. Не пробуйте подниматься в середину или голову группы, пока не сможете ровно следовать за колесом человека, едущего перед вами, не виляя вправо-влево.



1. Торможение


В группе нельзя тормозить (кроме экстренных ситуаций)! Если вы по какой-либо причине начали догонять человека, едущего впереди, не жмите тормоза, а плавно сдайте чуть в сторону от группы, подставляясь под поток ветра. Он быстро притормозит вас и вы безопасно вернетесь в группу уже через несколько секунд. Если по какой-либо причине человек, едущий перед вами начал отъезжать, старайтесь закрывать просвет максимально плавно, не спринтуйте! Чем резче вы будете менять темп движения, тем сильнее будут гармошки в группе, тем с большей вероятностью вам придется сильно оттормаживаться, когда-таки догоните впереди едущего.


Помните, плавность движений – основа безопасной и комфортной езды в группе!



2. Выход на смену


Выходя на смену, вы должны отдавать себе отчет, что вот именно сейчас вы отвечаете за поведение всей группы! Если вам сдали смену на скорости 30, продолжайте ехать с той же скоростью (ну не считая, конечно, изменений рельефа, когда скорость будет меняться естественным образом).


Очень многие, выходя на смену после кого-то, начинают ускоряться. Обычно это выглядит так: группа едет 30 км/ч, кто-то сдает смену, принимающие сразу натягивают до 35 км/ч, группа начинает растягиваться, кто-то прикладывает приличные усилия, чтобы не отстать, буквально через 15 секунд те, кто натянул до 35, понимают, что долго так не проедут и сбрасывают скорость до 30 и меньше, при этом едущие сзади начинают их по инерции догонять, иногда цепляются колесами и в худшем случае падают.


Очень часто люди, только что сдавшие смену, спускаются в хвост группы с забитыми ногами и любое увеличение темпа может привести к тому, что они просто не смогут сесть в хвост группы.


Если чувствуете себя очень бодро и есть желание потратить чуть сил, лучше провести более длинную смену с той же скоростью, но не рвать ритм движения.


Бывает так, что очень сильно устал и нет никаких сил вести смену, в таком случае нужно предупредить об этом человека, едущего с вами в паре и сдать смену через пару секунд после того, как ее сдали вам. Это безопаснее, чем болтаться в конце группы, регулярно ловя просвет в попытках впустить перед вами тех, кто только что сдал свою смену.



3. Сдача смены


Найдя подходящее место для сдачи смены, покажите едущим сзади, что планируете перестраиваться.


При езде в одну колонну покажите едущим сзади, что планируете перестраиваться и крикните “смена!”. После этого, Вы должны выйти из группы, сместившись влево или вправо (это нужно заранее обговорить с товарищами по группе). Следующий за Вами должен занять лидирующую позицию. После этого вращать педали нужно менее энергично, пропуская всех вперед и встать в хвосте группы.


При езде парами есть два способа сдачи смены: в одну сторону и в две стороны.


Чаще используется первый, так как при таком перестроении колонна едет в 3 велосипедиста шириной, а не в четыре. На узких дорогах с траффиком это – весьма критично! После того, как проинформировали едущих сзади, плавно ускорьтесь и уходите под обочину. При этом человек, едущий справа, просто уходит вправо. Человек, едущий в ведущей паре слева, должен ускориться сильнее, чтобы встать под обочину, обогнав правого. После этого они оба начинают вращать педали чуть менее энергично и плавно спускаются в конец группы под обочиной. Едущий сзади перестраивается влево, после чего второй занимает свободное место справа.


Смену нужно сдавать на таком расстоянии от края дороги, чтобы люди, обгоняющие вас, не должны были менять траекторию движения.


Важно выдержать паузу в пару секунд между тем, как показать жест о перестроении и начать движение! Часто бывает так, что кто-то очень плотно сидит у вас на колесе и просто не успеет среагировать на ваше движение.


Есть места и ситуации, где смены сдавать нельзя:


  • Спуски. Сдача смен на спусках – весьма аварийная затея. Более того, обычно на спусках группа чуть растягивается, теряя порядок движения и собирается в конце спуска. После этого можно сдать смену.
  • Виадуки и перекрестки. Всеми способами избегайте сдачи смен на сложных транспортных развязках!
  • При обгоне других групп или отдельно едущих велосипедистов, объезд припаркованного транспорта.
  • Питание и питье в группе


Если вы не уверены в том, что можете абсолютно ровно ехать на велосипеде, доставая флягу или чистя банан, лучше делать это сразу после того, как вы сели в хвост группы. Это – самое безопасное место. Второе по безопасности место для питья воды – первая пара. В середине группы питание сопряжено с неоправданными рисками, если вы плохо владеете велосипедом. Если уж совсем припекло, покажите жестом, что перестраиваетесь чуть в сторону, быстро попейте и вернитесь на свое место.


4. Питание и питье в группе


Если вы не уверены в том, что можете абсолютно ровно ехать на велосипеде, доставая флягу или чистя банан, лучше делать это сразу после того, как вы сели в хвост группы. Это – самое безопасное место. Второе по безопасности место для питья воды – первая пара. В середине группы питание сопряжено с неоправданными рисками, если вы плохо владеете велосипедом. Если уж совсем припекло, покажите жестом, что перестраиваетесь чуть в сторону, быстро попейте и вернитесь на свое место.



5. Задевание колеса впереди едущего


Самое неприятное, что бывает в колонне - это врезаться в колесо того, кто спереди, или, что бывает значительно чаще, коснуться его колеса как бы сбоку. Часто это приводит к падению врезавшегося байкера, и, соответственно, к завалу. Совет здесь один: если касание произошло, постарайтесь отклониться в противоположную сторону! То есть, предположим, вы касаетесь правой стороной своего переднего колеса, заднего колеса лидера. Постарайтесь отклониться влево! Если мер не предпринимать, то падение будет в правую сторону (в сторону касания).



Теперь расскажем о минимуме жестов, которые необходимо знать, собираясь ехать в группе.




1. Указание на помехи на дороге


К ним относятся ямы на дороге, люки, стыки дорожного покрытия, крупные предметы типа кирпичей, трупов сбитых животных и т.п. Кроме того, в эту категорию относятся россыпи битого стекла, проезд по которым чреват проколами и порезами.


Все эти помехи объезжаются группой без снижения скорости. Ведущая пара должна показать с какой стороны находится препятствие, после чего этот жест повторяют все, едущие сзади.


К примеру, перед вами – кирпич. Не нужно орать во все горло, не нужно тормозить, просто объезжайте его, указывая рукой, с какой стороны от переднего колеса находится помеха. Люди, едущие сзади, при указании на помеху должны следовать за колесом впереди идущего. Часто ведущему нужно сдать чуть влево или вправо, чтобы объехать помеху. В таком случае, едущий сзади, не меняя траекторию, имеет все шансы влететь в то, что объезжают перед ним. Все перестроения нужно делать заранее и плавно и обязательно предупредив жестом, что вы перестраиваетесь влево или вправо.



Нельзя делать следующих вещей: резко тормозить при виде ямы; резко вилять, чтобы ее объехать!



2. Объезд крупных препятствий


Обычно это – транспорт, припаркованный на обочине, велосипедисты или группы, которых вы обгоняете, либо крупные россыпи стекла или дефекты покрытия, которые лучше объехать с запасом.


Такие препятствия нужно объезжать заранее, убедившись, что сзади не несется какая-то фура. После того, как показан жест перестроения влево, ведущий делает отмашку правой рукой за спиной, показывающую, что нужно сдать влево, чтобы объехать что-либо.


При этом, ведущие группы плавно парой сдают влево, а вся группа четко следует за ними. Несоблюдение этого правила может привести к тому, что кто-то в 4-5 паре таки влетит в прицеп, припаркованный на обочине.


Еще раз напоминаем, что первая пара – это глаза всей группы. Все остальные условно слепы и должны идти за первыми, как за поводырем, во избежание всяческих проблем.



3. Подъем на ноги


Вставая на ноги, обязательно предупреждайте об этом заранее, жестикулируя двумя руками. Если просто встать на ноги на ходу, велосипед смещается назад на 30-50 сантиметров. Часто этого бывает достаточно, чтобы подрезать переднее колесо едущего сзади.



4. Необходимость замедлиться/остановиться



Ведущий группы заранее поднимает руку ладонью вперед. После чего бросает крутить педали и плавно замедляется за счет аэродинамического сопротивления. Лучше бросать крутить педали так, чтобы вообще не было необходимости пользоваться тормозами, либо делать это на небольшой скорости, когда это становится безопасным маневром.



Помните, никаких резких торможений в группе!



5. Смена


Легкое движение локтем в сторону приближающихся велосипедистов говорит о том, что вы хотите, чтобы следующий спортсмен занял ваше место.





Таков минимальный набор знаний, которые пригодятся вам при езде в группе. Это полезный навык, который позволит вам ехать быстрее и дольше.


Напоминаем, что в эти выходные команда Multi-Team при поддержке нашего магазина проводит шоссейную велогонку с раздельным стартом "Жажда скорости-2018" - в субботу 7 июля!



А в воскресенье - запланирована групповая тренировка на шоссе "Тур-де-Исеть"



Приглашаем всех - купить специальное питание можно в нашем магазине!






Сделать ТО перед гонкой, чтобы велосипед не подвёл, можно там же!